В законодательстве Европейского союза выделяется небольшое, невинное на вид, но имеющее огромную важность различие между вином и пивом. Вино провозглашено продуктом сельского хозяйства, тогда как пиво – продукт промышленного производства. Это различие может показаться слишком педантичным, однако оно ежегодно обходится потребителям пива в миллиарды евро, поскольку производители вина получают сельскохозяйственные субсидии, которых лишены пивовары, даже те, которые всё ещё производят пиво на собственной ферме.
Такое отношение к пиву присуще не только политикам. Веками повара-ремесленники, которые, по сути, были первыми пивоварами и получали плату за превращение зерна в средство, служащее смазкой для скрипучих колёс человеческого общения, сколачивали на продаже этого товара значительные состояния. Одни делали себе репутацию на производстве своеобразных и приятных на вкус сортов пива, тогда как другие продавали сорта чуть более качественные, чем было принято, и при этом более доступные, и прибыльные.
Процесс обогащения за счёт производства пива очень динамичен, отчасти из-за многовековых напряжённых отношений между мастерами-пивоварами, стремящимися к производству продукта с наилучшим вкусом, и торговцами, которые стараются удовлетворить потребности покупателей, частенько более заинтересованных в опьяняющем эффекте, чем в тонкостях вкуса и аромата.
Превращение ячменя в пиво – простой и одновременно чрезвычайно сложный процесс. Пивовар-любитель, производящий пиво у себя дома, может изготовить что-либо весьма приемлемое на вкус, использую купленный в магазине комплект оборудования и экстракты, однако современному мастеру может потребоваться докторская степень для того, чтобы быть допущенным к созданию напитка, который без усилий вытекает из горлышка бутылки.
Таковы сложности и противоречия, сопровождающие этот многоликий напиток, привносящий тепло и восполняющий запасы жидкости, сулящий веселье и опасность, источник праздности и прекрасный компаньон сыров – и мы его называем ПИВОМ!