Статьи

Крафтовое пиво

Поговорим об истории и особенностях «крафтового пивоварения».
06.09.2016

За последние годы в России появилось немалое количество частных мелких пивоварен, которые радуют ценителей настоящим, особенным пивом, сваренным по своим рецептам. Появляются и специализированные магазины, в которых можно приобрести все необходимое для производства пенного напитка. Все это говорит о том, что и в России, как ранее и в Европе и США на пивоваренном рынке закрепляется так называемое «крафтовое пиво».

История появления крафтового пива

«Craft» в переводе с английского означает «ремесло», поэтому можно сказать, что вообще изначально пивоварение было крафтовым. В начале же XX века маленьким пивоварням стало сложнее вести прибыльный бизнес, и начало происходить их закономерное объедение, слияние, а затем и поглощение мелкого бизнеса появляющимися таким образом гигантами рынка, ставшими в дальнейшем крупнейшими международными корпорациями. Итогом этого стало распространение привычного стандартного одинакового пива индустриального способа производства. В таких условиях неминуемо пресыщение и появление некой «скуки» от однообразия. Вот тогда особые ценители пива обратили свой взор на «ремесленное пивоварение».

Почему бы не сварить пиво самим? Сделать вкусное, настоящее пиво по давним столетним традициям пивоваров. С 70-х годов XX века в Европе и США стал наблюдаться повышенный интерес к пиву, сваренному на маленьких частных пивоварнях. Оно выделялось по сравнению с привычным пивом на полках и в холодильниках магазинов. Традиционность, историчность, некоторая индивидуальность на фоне массового производства — эти особенности обеспечили успех крафтовому пиву.

Считается, что первым предприятием, относящимся к производству «ремесленного пива», стала открытая Биллом Уркухартом пивоварня в графстве Нортгемптоншир, в деревне округа Уиллингбро. Специализировалась она на производстве традиционного настоящего эля. Подхватили волну традиционного пивоварения и другие страны-любительницы пива — Германия, Чехия, Бельгия. При этом тогда они чаще всего назывались просто микропивоварнями, без употребления слова «craft».

К 1980-м годам волна интереса к традиционному пиву, сваренному на небольшом производстве, дошла и до США. И наиболее популярным на тот момент у частных пивоварен был сорт пива Indian Pale Ale, сокращенно IPA. Такое пиво получалось интересным и с очень интенсивным ароматом. В США первым термин «craft brewery» использовал журналист Винс Коттоне в одной своей статье для журнала «New Brewer», написанной в 1984 году. Но дал какое-то полное смысловое наполнение этому понятию он лишь два года спустя. «Я употребил название крафтовая пивоварня, для того чтобы представить мелкую пивоварню, которая использует традиционные рецепты, продукты, а также методы для производства ремесленного, бескомпромиссного пива, которое не продается массово. И именно такое пиво я назвал настоящим пивом», - писал Винс Коттоне.

Через год, в 1987 году, признанный отец американского крафтового пивоварения Чарли Папазян в том же журнале «New Brewer», назвал крафтовыми те пивоварни, которые используют «ремесленную технику и навыки пивовара, для создания своих творений».

При этом, и сами мелкие пивоваренные производства Папазян разделил на три категории: микропивоварни, большие пивоварни и мегапивоварни. Полноценно термин «крафтовая пивоварня» закрепился именно благодаря Объединению американских пивоваров.

Итак, какие пивоварни можно назвать «крафтовыми»? Вот несколько основных условий:

  1. Производство пива должно быть небольшим — не более 6 млн. баррелей в год.
  2. Определенная независимость в финансовом плане. Существует такое отношение - если пивовар сильно зависит от внешних инвестиций и ресурсов (в первую очередь крупных производителей), то пивоварня лишается самой основы «крафтового пивоварения».
  3. Пивовары должны использовать традиционные рецепты и методы пивоварения. При этом, правильнее сказать, что крафтовое пиво — это все-таки инновационное пиво, которое оригинально интерпретирует традиционное пивоварение. И, конечно же, крафтовое пиво всегда непастеризованное.

Эти условия распространены на американском рынке. В Европе нет каких-то определенных условий, но закрепилось мнение, что крафтовая пивоварня должна быть небольшой, прислушивалась к своим потребителям и производила пиво скорее ради творчества, нежели коммерческого интереса.

Если еще раз сказать о причинах успеха крафтового пивоварения, можно определить следующее:

  1. На фоне массового производства «стандартного» пива, оригинальное непастеризованное пиво, сваренное по традициям древних пивоваров, сразу нашло отклик у ценителей напитка.
  2. В отличие от крупных производителей, мелкие более внимательны к потребителю. Пивовары часто проводят дегустации, благотворительные акции и т. п.

А как обстоят дела с крафтовым пивоварением на российском рынке?

Причины распространения частных пивоварен в России оказались такими же, как и в остальном мире. Производство недорого слабоохмелённого пива, в первую очередь лагерного, в котором полноценный хмель часто заменен хмелепродуктами — а это самый распространенный тип производства крупных пивоваренных компаний и корпораций — дало толчок к обращению в сторону частного пивоварения.

Производство «настоящего пива», сваренного по традиционным рецептам, так называемого «живого», получило в нашей стране такое же широкое распространение, как и за рубежом.

И если, изначально, сосредоточие мелких пивоварен приходилось на Москву и Санкт-Петербург, то сегодня и в других крупных, и не только, городах России появляются мелкие производители пива. В наибольшей степени крафтовое пивоварение развито в Санкт-Петербурге, где существует более 60 маленьких производств, а также функционирует большое количество контрактных пивоварен.

К потреблению такого пива в обществе сложилось иное отношение, нежели к тому пиву, которое распространилось на российском рынке в 90-е годы XX века. Последнее часто воспринимается не как пиво, а как некий ненатуральный продукт, напоминающий пиво. И к такому пиву часто применимо слово «злоупотребление». Крафтовое пиво же воспринимается как продукт экстра-класса, пусть оно и дороже, но зато настоящее, и именно такое любят ценители пива.

Подводя итог, можно отметить, что в разных странах степень проникновения культуры ремесленного пивоварения различна. Лидером здесь являются США, где мелкие пивоварни занимают около 15% всего рынка пива. На втором месте находится Великобритания. В этой стране достаточно много пивоварен, которые производят так любимый всеми британцами касковый (настоящий) эль. В любом случае, данное направление не теряет своей популярности, и будет продолжать укрепляться на пивоваренном рынке во всем мире.


Комментарии

Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация



Не хватает любимого пива? Сообщить