Статьи

История пива: От монастырей до спортбаров

О влиянии пива на исторические события.
31.05.2017

В издательстве Альпина Паблишер вышла книга «История пива» — финский нон-фикшн, в котором исследуются связи пива с мировой политикой, экономикой и культурой. От шумерской цивилизации до наших дней. Оказывается, что пиво, от которого поначалу воротили носы утонченные римляне, ценили не только простые монахи и солдаты, но и великие люди, такие как Петр Первый, Екатерина Вторая, Мартин Лютер, Питер Брейгель, Луи Пастер и многие другие.

При этом пиво реально влияло на ход мировой истории.

Книга полна удивительных фактов, которые хочется пересказывать друзьям за кружкой.

Например про то, как пили пиво велосипедисты во время знаменитой гонки «Тур де Франс».

«Лучше, чтобы парни занимались спортом и пили, чем чтобы они только пили» — заключил Тахко Пихкала в начале XX в. В его словах есть рациональное зерно. Спортсмены во все времена любили выпить. И хотя гимнастические и спортивные общества в Финляндии начала XX в. стали «тягловыми лошадками» движения за трезвость, совместная история спорта и алкоголя куда протяженнее, чем содружество спорта и трезвости. Даже самое авторитетное велосипедное состязание «Тур де Франс» имеет весьма нетрезвое прошлое. И по крайней мере один выигрыш на этапе данной гонки можно записать на счет пива.

Пиво во время многоэтапной гонки было напитком общепринятым. Первую гонку вокруг Франции провели в 1903 г. С самого начала рядом с конечными пунктами этапов были устроены зоны отдыха, где спортсмены могли подкрепиться и утолить жажду. Этапы при этом были протяженными, и, когда питьевая вода в бутылке заканчивалась, жажда могла настичь спортсмена и до прибытия в зону отдыха. Правила запрещали помощь соперникам, и попросить глоток у другого спортсмена было нельзя. В качестве альтернативы можно было принимать напитки от зрителей, воспользоваться водой из попадавшихся по дороге источников или забежать в придорожный бар. Все три способа широко использовались.

Иногда, когда все гонщики были в сборе, они могли договориться о том, чтобы устроить общий перерыв. И даже если договоренности не было, остановка на пару минут в сельской таверне обычно не вела к полному поражению в общем зачете. В 1905–1912 гг. в гонке соревновались за места, а не за время. Но и возвращение к очкам за время к большей спешке не привело.

Участники 29-й гонки «Тур де Франс» проснулись 24 июля 1935 г. безоблачным летним утром. Погода на юго-западе Франции стояла безветренная, и температура уже в утренние часы перевалила далеко за тридцатиградусную отметку.

Давящий зной сопровождал путь гонщиков на 17-м этапе, который представлял собой равнинный маршрут длиной 124 км из города По в Бордо. Основная группа гонщиков крутила педали в спокойном ритме, продвигаясь на юго-запад в полном молчании. Никто не испытывал необходимости ускориться или вырваться вперед. Позади оставались два этапа с тяжелыми подъемами в Пиренейских горах.

В последний день гонки предстояли три личных заезда на время, поэтому расходовать лишние силы на Аквитанском шоссе никто не собирался. Все говорило о том, что впереди долгий и не предвещающий неожиданностей день в седле — один из тех, о котором нечего поведать потомкам.

Неожиданно гонка приобрела новый оборот. На обочине группа зрителей махала руками, подзывая спортсменов. Перед ними стояли длинные столы, уставленные бутылками ледяного пива.

В то самое время, когда все спортсмены уставились на подобный миражу пивной оазис, француз Жюльен Муано сумел незаметно вырваться из общей группы и рванул вперед. После перерыва у спортсменов ушло время на суету, связанную с тем, что некоторые участники припрятали дополнительные бутылки в карманы.

Велосипеды упали и зацепились друг за друга рулями. Когда спортсмены выехали наконец на дорогу, Муано уже был далеко и яростно крутил педали. Он получил дополнительное питье у своих болельщиков и теперь с каждым километром наращивал разрыв, прибыв в Бордо с результатом 7.34.30.

Группа лидеров пришла на 15 минут и 33 секунды позже. Это был самый большой разрыв на промежуточном финише с 1929 г.

Спланировал Муано пивную интригу или нет, он имел все основания порадоваться третьей в его карьере победе на этапе «Тур де Франс». После более чем 200 км пути он отпраздновал победу в зоне финиша, подняв бокал с пивом — можно сказать, вполне заслуженно. Ведь два часа назад он, в отличие от соперников, свое пиво не выпил.


Комментарии

Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация



Не хватает любимого пива? Сообщить